среда, 7 сентября 2016 г.

Что такое Стратегический консалтинг.

Что такое «Стратегический консалтинг»
Давайте начнем с истории… Все слова откуда-то появляются. Кто-то считает что стратегический и управленческий консалтинг это синонимы, одно и то же. Кто-то считает,  что это разные вещи. 

На самом деле это действительно разные вещи. Вы помните, что много веков назад, были такие люди как Макиавелли которые писали трактаты. Макиеавелли писал в «Трактате о войне» о том, что один и тот же человек в военные времена является военачальником, а в мирное время является советником по стратегическим вопросам государя. Поэтому управленческий и стратегический консалтинг это разные вещи а не синонимы.  На пост советское пространство понятие «стратегический консалтинг» пришло из Америки. Но вся проблема заключается в том, что американцы много чего считают, но не слушают своих менторов. Первым это понятие озвучил Марвин Бауер, руководитель и хозяин компании  McKinsey & Company. Будучи юристом, он искал нишу рынка для себя. Общаясь с клиентами, он понимал, что клиенты просят то, чего он, как юрист, сделать не может. Причина банальна, потому что он этим не занимается. И в конце концов он собрал такое количество материала, что понял -  если бы он ответил на это огромное количество вопросов, то денег было бы в 10 раз больше чем он зарабатывает сейчас. В итоге спустя время, им была куплена старая бухгалтерская компания и перепрофилирована на стратегический консалтинг. Целью McKinsey всегда была работа с первым лицом,  то есть консультировали не предприятие, консультировали первое лицо, человека который принимает решения. 

Поэтому, когда мы говорим о стратегическом консалтинге, мы говорим о «стратегических людях». Например начальник отдела не является таким лицом, поэтому мы не можем его консультировать в стратегических вопросах, он таких решений не принимает.

Чтобы понять еще лучше, давайте возьмем для примера модель корабля (парусного судна). Консультировать можно только капитана корабля и его старшего помощника, больше там никто стратегических решений не принимает.

Поэтому, когда мы будем заниматься стратегическим консалтингом, то мы будем иметь дело только с лицами, которые принимают стратегические решения для предприятия.

Теперь нам нужно понять, что такое стратегия компании на рынке. Большинство людей начинают давать страшное определение этому понятию. Так мы никогда не сможем разобраться о чем идет речь. Пока мы не пойдем к военной отрасли, мы не поймем, что стратегия это две вещи:

1. Чем мы располагаем (например, что нам нужно для строительства дома или где мы это возьмем) и чем мы должны располагать, чтобы получить результат.  

2. Чего мы хотим добиться, как выглядит результат.

Это стратегия - что нужно получить и чем располагаем. 
Как мы будем это делать - это тактика. Плоскости приложения усилия и способы приложения усилий, это и есть тактика.
Пример: мы собираемся построить определенный дом и располагаем для этого земельным участком, разрешительными документами, людьми и т.д. -  это стратегия. Как мы будем строить дом - это тактика.
Стратегия - это «что» и с помощью «чего». Тактика – «как».
В бизнесе стратегия, это что следующее мы должны сделать, чтобы компания получила прибыль или решила определенную задачу, к какому следующему результату идти. По сути, стратегия это расчет усилия, что мы могли бы достичь, на какое положение вещей мы можем изменить то, что имеем сейчас.
Расчет усилия и есть цель стратегического консалтинга. То есть мы рассчитываем хватит ли нам сил добиться этого результата, а если не хватит, то себя требуется как-то усилить прежде чем начинать. 
Когда мы говорим о стратегическом уровне, то речь идет о 4х параметрах:
1. Технологии. Если не располагаем соответствующей технологией, значит наш стратегический уровень слаб. Прежде чем что-то сделать, придется достать где-то технологию. И нужна та технология которой мы сможем воспользоваться.
2.  Стратегические решения. Это люди которые принимают стратегические решения на базе этой технологии. Пример: что нам позволяет наша технология – лучше наступать либо обороняться. Рассчитываем усилия. Согласно устава сухопутных войск, чтобы атаковать в лоб нужно располагать 5 кратным превосходством сил над противником, если такого превосходства нет, то соответственно лучше выбрать оборонительный вид боя. Но оборонительный бой предполагает уравнивание сил с противником, а потом переход в контрнаступление и разгром противника. Принимаем стратегическое решение и у нас дальше возникнет тактика наступательного либо оборонительного боя. Также и в бизнесе мы выбираем оборонительную или наступательную тактику на рынке. Когда мы строим новые дома это наступательная тактика. Когда мы эксплуатируем чужие дома это оборонительная тактика.
3.  Стратегические кадры. Мы  задаемся вопросом : «А есть ли у нас люди способные это воплотить в жизнь?». Может люди есть, но не про вашу честь… Бывает что есть роботы, а нужны люди.  Таких людей надо самостоятельно готовить. А если Вы этим не занимаетесь, то людей никогда не будет, будут роботы. Вы никогда не наймете нужных людей, если вы их сами не воспитали. Вернемся к примеру McKinsey, у этой компании есть собственный центр подготовки – это Гарвардская школа бизнеса. Вам придется создать свой центр подготовки кадров. Это стратегическое решение. То есть Вы понимаете, что понадобятся высоко подготовленные люди, брать их негде, поэтому создаем свой центр подготовки.
4.  Управление потоком клиентов.  Кто будет покупать наши товары или услуги, и как будет организована система продвижения этих товаров/услуг на рынок.


Заметьте, технологии это первый пункт, с этого все начинается. Что Вы будете использовать? То, чем Вы располагаете (технологии, инструменты) или можете получить в ближайшее время, определяет диапазон Ваших возможностей.

Продолжение следует…



По вопросам получения технологий и консультаций, Вы можете обратиться:


специалист отдела разработки бизнес технологий, инструктор

Светлана Николаевна 


Skype: svetlana.illiusha 

Комментариев нет:

Отправить комментарий